Введение в дипломной - Что писать и как писать. Цели и задачи, гипотеза - пример, образец, структура.
Актуальность дипломной работы, степень разработанности исследуемой темы, проблемы
Методы, используемые при написании дипломной работы
Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы
Ошибки, которые обычно допускают студенты при написании введения
Введение к дипломной работе – визитная карточка вашего исследовательского проекта. На его основе будет сформировано мнение о вас и вашем труде, а хорошее впечатление – половина успеха на защите. Введение должно быть четким, сжатым, ясным. В нем не может быть таблиц, сносок, второстепенных материалов и отсылок к какой-либо литературе. Парадокс состоит в том, что введение к работе пишут после ее подготовки. Все потому, что в него включают информацию, которая становится известна лишь по окончании исследования, после изучения специфической литературы и анализа полученных результатов.
Ошибочно полагать, что введение – это собственные мысли автора, плавно подводящие к сути дипломной работы. Никогда не излагайте их во вступлении! Если с первых же страниц льется вода, вы рискуете потопить свой диплом: его отправят на доработку, и заветная защита окажется далеко за горизонтом.
Введение к дипломной работе знакомит членов Государственной аттестационной комиссии с вашим трудом. Потому его оформлению уделяют максимум внимания, составляя его безукоризненно. С первых строк должно стать понятна цель написания и то, какие проблемы затронуты, какими методами их исследовали и решали. Также важно изучить методические рекомендации вашего вуза и нормы ГОСТ, чтобы правильно оформить вводную часть.
Структура введения
Введение состоит из нескольких обязательных элементов (точный перечень зависит от методических рекомендаций вашего университета – не поленитесь найти и проанализировать их):
- актуальность работы;
- предмет и объект изучения;
- цели и задачи написания работы;
- гипотеза;
- методы исследования;
- степень проработанности в научной литературе (привести список основных авторов);
- научная новизна и практическая значимость (актуально не для всех вузов);
- используемые источники.
Все чаще отдельным пунктом выделяют гипотезу исследования, но она больше необходима для работ, носящих научный, а не прикладной характер (в технических, медицинских университетах). Соблюдение структуры очень важно: грамотно, сжато поданная информация облегчит процесс ознакомления с работой, позволит быстро задать дополнительные вопросы по ней.
Подготавливая введение, вы должны решить ряд задач:
- обосновать актуальность своей работы;
- разработать программу исследования;
- подобрать методы решения поставленных задач.
Структурированное введение важно и для студента: составляя его, вы систематизируете полученные знания, освежаете в памяти данные исследования, что позволяет лучше подготовиться к защите. Оптимальный объем введения – до 10% от всей работы. В среднем он составляет 3 – 3,5 листа, но не больше 5.
Актуальность дипломной работы, степень разработанности исследуемой темы, проблемы
«Актуальность дипломной работы» – раздел, поясняющий причину выбора темы, описывающий обнаруженные проблемы, которые были исследованы. Чтобы обосновать выбор темы, следует доказать, что она актуальна. Иными словами, нужно привести аргументы в пользу того, почему требуется исследование перечисленных проблем и вопросов. Объем этой части введения колеблется в диапазоне 2 – 4 абзацев.
Разумеется, «тема показалась легкой», «мне стало интересно» и «просто взял, что дали» – это не обоснования. Лучший способ доказать актуальность работы – ответить, почему проблему необходимо изучать? В ходе обоснования непременно используют такие слова: «актуальность и практическая значимость исследования обусловлены тем, что…»; «актуальность выбранной дипломной работы проявляется в том, что…»; «тема исследования крайне актуальна ввиду…». Возможен и вариант оформления, при котором слова «актуальность дипломной работы» пишут отдельно, а после точки, в новом предложении, раскрывают суть проблематики.
Чтобы повысить степень разработанности выбранной темы и дать убедительное обоснование, выполните простые действия:
- изучите степень проработки проблемы теоретически, указав на недостающие аспекты исследований;
- подчеркните значимость выделенной проблемы, обозначив важность ее решения для практики;
- выделите обнаруженные недочеты, требующие устранения, если изучаемый вопрос уже имел практическую реализацию.
Лайфхак: плагиат – это плохо, а вот учиться на чужом примере хорошо. Найдите в открытом доступе работы смежной тематики, изучите их вводные части. Выделите наиболее важные аспекты, сохранив в отдельный документ. Затем изучите несколько литературных источников, затрагивающих выбранную проблематику. В начале каждой главы научной литературы всегда емко обозначена важность написанного далее. Соединив все элементы паззла воедино, вы получите грамотное обоснование актуальности с подробным описанием проблем и глубокой проработкой исследуемой темы.
В современном обществе остро стоит проблема психологической подготовки школьников к выбору будущей специальности. Поскольку выбор является длительным процессом, включающим несколько этапов, его длительность зависит от внешних факторов и личностных характеристики субъекта, выбирающего профессиональную деятельность.
Таким образом, актуальность дипломной работы заключена в изучении влияния межличностных отношений и психологической атмосферы, которые сформированы в общеобразовательной школе, на их профессиональное самоопределение.
Объект и предмет исследования
Объект и предмет нередко путают, из-за чего введение становится неточным, а дипломную работу возвращают на доработку. Раз и навсегда избавиться от путаницы легко, если запомнить: объект — это явление, породившее проблему и взятое для изучения. Предмет — нечто в рамках объекта. Если объект — это научное знание, рассматриваемое исследователем, то предмет – его неотъемлемая часть.
В исследовательской деятельности объектом далеко не всегда становится предмет. Часто это явление окружающего мира, определенный процесс. Его название, точное определение кроется в ответе на вопрос: что мы рассматриваем?
Для описания объекта достаточно одного предложения. Если вы пишете диплом на примере организации или завода, они и станут объектами. А вот предмет – это уникальная проблема, свойственная заводу или организации, их особенности, которые не выходят за рамки объекта, но требуют детального рассмотрения. Описание предмета кроется в ответе на вопрос: что мы изучаем?
Именно на предмете непосредственно сосредоточенно внимание исследователя. Обычно он входит в состав темы дипломной работы. Если она звучит как «Влияние личностных характеристик на профессиональную направленность учеников старших классов», именно личностные характеристики и станут предметом вашего исследования. А объектом является процесс выбора профессии в старших классах школы. Сначала мы определяем виды характеристик личности, а затем исследуем их воздействие на выбор будущей специальности.
Забавный наглядный пример: если объект исследования – кошка, то предмет исследования – ее шерсть. У самого объекта немало предметов для изучения, будь то усы, лапы или хвост. Но для исследователя принципиально важна именно шерсть, а остальные элементы вторичны и не будут описаны в работе.
Объектом исследования выступает процесс профессионального выбора старшеклассника в условия современного мира, обучения в инновационном образовательном учреждении.
Предметом исследования стал спектр личностных характеристик, степень подготовленности ученика старших классов к сознательному выбору профессиональной деятельности в условиях современной школы.
Цель и задачи
На описание цели выделяют 1 абзац. В нем следует рассказать, зачем написана дипломная работа. И, конечно, желание поскорее получить диплом и окончить университет – это не те цели, о которых стоит заявлять аттестационной комиссии. Основную цель формулируют по шаблону, используя слова: «систематизировать информацию по вопросу того-то…», «разработать предложения для усовершенствования того-то…» и т.д.
Задачи — это этапы, которые следует пройти для достижения поставленной цели. Их оформляют в виде списка, включающего от 5 до 10 пунктов (больше не значит лучше). Указанные пункты должны быть подробно расписаны в тексте дипломной работы. Если описание цели объясняет, чего студент добивался в ходе исследования и какой хотел получить результат, то задачи позволяют найти путь их практического достижения и решения описанных проблем. При подробном описании задачи оформляют как отдельные главы дипломной работы, а во введении для их формулировки используют слова «разработать», «определить», «выявить», «проанализировать», «изучить», «обнаружить».
Распространенные проблемы студентов – неспособность отделить цели от задач, путаница между двумя понятиям. Чтобы определить цель, задайтесь вопросом: какого результата мы хотим достичь? Например, изучить влияние взаимоотношений между одноклассниками на выбор профессии.
Чтобы выявить задачи, задайтесь вопросом: что нужно предпринять для достижения цели? Для ответа коротко опишите 3 – 5 действий, последовательное выполнение которых приведет к намеченному результату. Обычно задачи сводятся к эмпирическому исследованию, изучению проблемы с разных сторон.
При описании задач распределите их по трем группам и запишите подряд:
- теоретические (действия, выполняемые при прочтении тематической литературы);
- аналитические (факторы анализа – то, из чего он будет состоять);
- проектные (какие конкретно действия будут предприняты и какие результаты дадут).
Цель исследования – изучить воздействие социальных аспектов (межличностных отношений между старшеклассниками) на выбор профессиональной деятельности школьником.
Достижение намеченной цели требует поэтапного решения таких задач:
- исследование актуальных теоретических концепций и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данному вопросу;
- изучение особенностей социального взаимодействия учеников старших классов в ходе совместной образовательной деятельности;
- экспериментальное исследование самооценки старшеклассников – личностной характеристики, определяющей их профессиональный выбор;
- формирование тестов и подготовка ряда мероприятий, направленных на психологическое обеспечение диагностики влияния социальных факторов на выбор профессии;
- разработка рекомендаций для учеников старших классов с целью облегчить процесс профессионального самоопределения в условиях взаимодействия со сверстниками и в рамках общеобразовательного учреждения.
Гипотеза
Гипотеза – декларативное утверждение, которое требует обоснования. Важно доказать свое предположение, ведь иначе вы не защитите диплом. В дипломной работе гипотеза становится инструментом методологического исследования. Посредством нее формулируют новые идеи, создают концепции. При этом существование того, о чем говорится в данном подразделе введения, пока не доказано и не опровергнуто. Вам предстоит обнаружить правдивость или ложность в ходе исследования.
Для формулировки гипотезы подберите тематическую литературу, найдите как можно больше информации по теме работы. Важно изучить вопрос максимально глубоко, разобраться в нем, исследовав доступные научные труды. Также можно обратиться к учебникам, проштудировать библиотечный фонд вашего вуза. Порассуждайте на тему своего исследования, чтобы установить взаимосвязь между переменными, которые в действительности доступны для наблюдения и изучения. В итоге вы должны сформировать проверяемую гипотезу, а если этого не получилось, начать все сначала.
Гипотеза дипломной работы заключена в утверждении, что социальное взаимодействие старшеклассников в ходе учебного процесса влияет на итоговый выбор будущей специальности.
Методы, используемые при написании дипломной работы
Методы исследования – теоретические и практические способы изучения объекта. Вне зависимости от темы работы всегда используют метод анализа литературы по теме исследования. Остальные способы отличаются с учетом специфики научных знаний и могут быть следующими:
- анализ (исследование предметов, процессов, явлений с учетом их индивидуальных особенностей);
- моделирование (проектирование объекта изучения на конкретную модель);
- классификация (распределение предметов по группам на основании определенного объединяющего признака);
- дедукция (рассуждение, позволяющее сделать выводы, следуя от общих положений к частным выводам);
- аналогия (выявление общности между предметами и явлениями по определенным качествам);
- обобщение (рассмотрение многих признаков для формулировки общего вывода о предмете исследования);
- сравнение (сличение предметов по отдельно взятому признаку);
- наблюдение (объективное восприятие изучаемого объекта с целью регистрации его поведения, фиксации изменений и т.д.);
- эксперимент (научное познание явлений реально-предметной действительности в определенных условиях посредством их контролируемого изменения).
При написании дипломной работы использованы экспериментальные и теоретические методы исследования, включая анализ научных публикаций и документов, метод тестирования, опроса, статистического анализа и беседы.
Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы
Научная новизна – это оригинальность исследования, то, чем оно принципиально отлично от ранее опубликованных работ, посвященных той же проблеме. При написании данного раздела введения используют слова: «научная новизна заключена в …», «научная новизна выявлена с учетом характера и сути выбранной проблемы» и т.д. Формулировки будут различны при написании дипломной работы теоретической и практической направленности.
Возможен также вариант составления пункта в виде выводов по отдельным главам исследовательской работы, но такой подход применим только в случае, если четко сформулировать научную новизну применительно к работе в комплексе не удается и необходимо ее поэтапное, наглядное раскрытие. Новизна теоретического исследования выражена в том, что нового студент привносит в проблематику. Для практического исследования важны первые полученные результаты, новые научные данные, ранее никем не полученные.
Практическая значимость исходит из предыдущего понятия и обуславливает необходимость написания дипломной работы. Определение практической значимости позволяет сформулировать список результатов, которых предстоит достичь, и определяет вероятность их применения в реальных условиях. В данном подразделе стоит написать нечто подобное: «Практическая значимость дипломной работы заключена в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в целях подготовки школьников старших классов общеобразовательной школы к осознанному и взвешенному выбору будущей профессии».
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в обосновании особенностей воздействия социальных факторов на профессиональные предпочтения, ценностные установки старшеклассников, формирование их уникальных личностных характеристик и процесс самоопределения в условиях повседневной учебной деятельности, в рамках современных общеобразовательных школ;
- в выявлении методов исследования воздействия социальных факторов и межличностных отношений на подготовку учеников старших классов к осознанному профессиональному выбору в ходе учебной деятельности и в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в подготовке комплекса мер по проведению психологической диагностики подготовленности учеников к выбору будущей профессии, в определении степени воздействия социальных факторов на выбор желаемой профессиональной деятельности.
Ошибки, которые обычно допускают студенты при написании введения
Наиболее распространенная ошибка студентов – попытка написать введение сразу, не проведя исследовательской работы. Да, дипломная работа начинается с введения, вот только сформулировать его можно лишь по ее итогам: когда вам уже известны цифры и факты; когда вы успешно изучили научную литературу, провели опросы, вычислили статистические данные.
Только после внимательного прочтения специфической литературы, на основе которой будет строится теоретическая часть вашей работы, можно сформулировать проблему, цели и задачи. При анализе научных трудов и учебников вы можете обнаружить проблему, заслуживающую пристального внимания, – она и станет предметом вашей работы, найдя в дальнейшем отражение во введении.
При подготовке введения студенты допускают и другие ошибки:
- используют неактуальные, устаревшие данные (для написания работы в целом и введения в частности подходят источники, которым не более 5 лет);
- пишут много пустых слов для искусственного увеличения объема введения (в этой части дипломной работы должно быть максимум конкретики, чтобы руководитель и члены комиссии увидели, что вы действительно разобрались в вопросе);
- используют чрезмерное количество терминологии и общеизвестных фраз (аттестационная комиссия хочет увидеть ваши рассуждения, личное отношение к проблеме и вклад в ее решение, а не продублированный словарь научных терминов).
Всегда соблюдайте структуру введения, описывайте цели и задачи вашего исследования, а не написания дипломной работы. При оформлении вводной части опишите все разделы, ничего не упуская. «Проскакивание» неудобных элементов введения – верный признак того, что вы плохо подготовлены. Старайтесь избегать плагиата, не переписывайте чужие мысли. Составьте подробное, но емкое введение сами – это гарантирует вам успешную подготовку в защите диплома!