Диссертация в виде учебника или монографии. Как ее написать
Чтобы соискателю ученой степени была присвоена квалификация кандидата или доктора наук, мим должна быть написана диссертация в виде монографии или учебника. Для некоторых людей эти виды научных работ считаются самыми трудными и невыполнимыми. Но сегодня мы вам расскажем, как они пишутся и какие характерные особенности имеют.
Сначала расскажем о монографии.
В этом виде диссертационной работы все данные предоставлены в форме книжного издания. При этом работа может быть написана не только самим соискателем. Если работа пишется совместно с другим ученым, то это называется соавторством, о котором мы расскажем чуть позже. Более того, над таким видом диссертации может работать группа ученых. Перед началом работы следует уяснить для себя, что такая работа, как монография, требует наиболее глубокого систематизированного и аргументированного подхода, который покажет всю глубину мысли автора. Проведение анализа монографической работы дает возможность определить некоторые общие требования по подготовке такой работы.
Структура монографии
В самом начале работы располагается оглавление. Вводная часть раскрывает актуальность проведенного исследования. Введением автор как бы готовит читателя к анализу рассматриваемой темы. В этом разделе указываются определенные факты, которыми автор оперирует на протяжении всей работы. Основная часть должна состоять из нескольких глав, либо разделов. первая глава считается началом второй главы и так далее. Если вычеркнуть одну из глав работы, то должна полностью потеряться структура и смысл текста. Все главы должны содержать основу информации. Заключение считается подведением итогов проведенного исследования. Дополнительно к монографии могут прикладываться приложения. То есть по описанию структуры монографии вы можете понять, что она очень похожа на структуру обычной дипломной работы, которая пишется по окончанию высшего образования.
Структура диссертации в виде учебника
Структура учебника во многом похожа на монографию иди дипломную работу. Только в нашем случае учебник должен активно использоваться в качестве практического пособия для учащихся либо для определенных организаций. Учебник представлен в виде книги, которая предоставляется в помощь учащимся, либо специалистам определенных структур. Он пишется для того, чтобы у человека сложилось четкое понимание процесса, рассматриваемого в диссертации такого вида.
Прежде чем писать учебник, необходимо определить роль учебной дисциплины в процессе образования. Этот процесс можно разделить на несколько шагов. Во-первых, нужно определить характер и уровень знаний, которые должны быть усвоены после изучения этого учебника. В это пособии представлен некий курс, который должен будет освоить учащийся. каждое действие должно быть обоснованно разъяснено и аргументированно. Во-вторых, предлагается выявить на основе учебных планов и программ объем знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин для того, чтобы определить степень развития того или иного учебного или научного материала. В-третьих, автор определяет логическую и дидактическую последовательность изложения учебной и научной информации, а также направленность учебника на выработку определенных умений и навыков в той или иной области знания. В-четвертых, должна быть четко разграничена структура материала, а также излагаемых в нем данных посредством логически оправданных разделов, глав и параграфов. В-пятых, автор готовит проспект будущего учебника, а также разрабатывает содержание параграфов, оформляет главы согласно существующей логике.
Требования к учебнику
обеспечение раскрытия вопросов программы учебной дисциплины, учитывая современные достижения науки и техники.
изложение учебного материала в доступной форме, чтобы учащимся было понятно, о чем конкретно идет речь. Это необходимо, чтобы достичь единственной важной цели – четкого формирования знаний и понимания у студентов смысла работы.
обеспечение преемственности знаний, полученных при изучении ранее стоящих дисциплин. Формирование опоры на междисциплинарные знания.
создание возможности, чтобы учащийся мог самостоятельно изучать описанный курс.
Итак, мы определились, что в принципе, структура диссертации в виде учебника и монографии во многом сходятся. Несмотря на то, что по факту такие работы считаются трудными, нет ничего сверхъестественного в том, чтобы обеспечить полное соблюдение требований к этим видам работ. Требования к формированию и составлению учебника немного серьезнее, чем к монографии. Поскольку последний вариант основан на ознакомлении его определённой группой лиц, которые уже имеют представление о той или иной области, рассматриваемой в диссертации. Они могут либо согласиться, либо опровергнуть приведенные данные. Второй вариант основан на его ознакомлении учащимися. То есть у них не будет оснований, чтобы как-то опровергнуть теории, описанные в работе. То есть все те данные, которые будут написаны в диссертации, пойдут для формирования учащимися их жизненной позиции.