Цели ЕГЭ
Уже несколько лет в нашей стране действует система государственного экзамена, во время которой выясняется, какой уровень знаний у выпускников школ. Безусловно, ЕГЭ обложен массой противоречивых мнений и недопониманий. Более того, со стороны учеников и их родителей ЕГЭ подвергается жесткой критике, ведь никто не хочет потерять шанс учиться в высшем учебном заведении.
Как не крути, но ЕГЭ отменять никто не собирается и это абсолютно решенный вопрос относительно нашей системы образования. Тогда давайте разберемся в принципах и задачах такого государственного экзамена, а самое главное, мы раскроем основные цели этого экзамена.
ЕГЭ способен полностью изменить способ поступления в ВУЗ. Но мы сейчас остановимся на конкретных целях, которые ставит перед собой этот злополучный экзамен.
Рассмотрим цели ЕГЭ
Основные цели введения ЕГЭ сформулированы в рабочих материалах Минобразования. Предполагается, что проведение ЕГЭ позволит обеспечить:
· получение объективной картины качества образования в системе среднего (полного) общего образования, объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы, в том числе - для использования при аттестации образовательных учреждений
· повышение мобильности абитуриентов, поступающих в вузы, особенно для лиц, проживающих в территориально отдаленной от вузовских центров местности
· уменьшение психологических нагрузок выпускников школ при переходе из школы в вуз; уменьшение субъективизма при зачислении абитуриентов в вуз
· уменьшение расходов родителей абитуриентов на преодоление барьера школа - вуз
Но насколько реальны цели ЕГЭ?
Насколько бы реалистичными не были цели ЕГЭ, большинство из них звучит весьма противоречиво. Например, представители министерства образования хотят все больше сделать результат экзамена и его процесс объективным. Но объективных методов для решения субъективных задач попросту не существует.В таких вопросах надо оставаться реалистичным, но министерство образования нередко ставит целью выявить как можно больше погрешностей в российском образовании.
Да и то, если удастся создать новые педагогические тесты и сочетать их с другими методами педагогического и психологического исследования при строгом соблюдении определенных условий. Но так вопрос пока не ставится. А потому отмеченную претензию на объективность оценивания можно отнести к числу мифов. В планах министерства создать независимую оценку образования. Но если последнее берется создать систему оценивания результатов своей собственной работы, то не будет ли объективнее поручить всю работу по ЕГЭ органу, специально предусмотренному Законом \"Об образовании\"? Там говорится о создании государственной аттестационной службы (ГАС), не зависимой от органов управления образованием. Пусть эта служба и выполняет поручение правительства.
Может быть, там возникнет и потребность в научном подходе к определению подлинного смысла понятий \"объективность и независимость\". Еще одна озвученная цель ЕГЭ - получение не только \"объективной картины качества образования в системе среднего (полного) общего образования\", но и объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы, в том числе для использования при аттестации образовательных учреждений\". Если в разрабатываемые стандарты по-прежнему закладывается идея преподавания обязательного минимума знаний, то содержание понятий \"качество образования\" и \"освоение государственного образовательного стандарта выпускниками школы\", а равно и целей совпадает только в одном случае - измерения минимума образованности.
Для преодоления пропасти между средней и высшей школой теперь предлагается совместить ЕГЭ, аттестацию выпускников средней школы и оценки централизованного тестирования. Это означает, что данная пропасть будет ликвидирована за счет низведения вузовских требований до уровня школьных с известными отрицательными последствиями для уровня знаний. Существующий разрыв в знаниях большинства выпускников школ и абитуриентов вузов затрудняет создание единого метода - измерения общей подготовленности выпускников школ и уровня развития специальных способностей для освоения той или иной образовательной программы. Это разные задачи и разные предметы педагогического измерения и психометрики.