Роль ассоциативного мышления для студента журфака
Все мы желаем лучше запоминать какую либо информацию и как можно дольше удерживать её в памяти. Для этого следует находить яркие запоминающиеся ассоциации. При использование таких ассоциаций будет помогать вам более полно воспроизводить информацию. Само создание ассоциаций это творческий процесс, но в этом ничего невозможного нет. Прежде всего, вам следует усвоить несколько правил:
1. Необычная ассоциация.
2. Интересная ассоциация.
3. Максимально детализированная ассоциация.
Далее давайте разберём всё подробнее. Начнём с того что такое ассоциация и как она способствует запоминанию информации.
Закономерно возникающая связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, которые отражаются в сознании и закрепляются в памяти это и есть ассоциация. Термин ассоциация был принят в 1698 году Дж. Локком для определения взаимосвязи между представлениями, которые вызвали случайные обстоятельства.
Таким образом, мы видим предмет, в это время наше подсознание его анализирует, а воображение синтезирует. Так как набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте, то формируется она в течение всей жизни.
Очень часто человек применяет ассоциации, даже не задумываясь о них. Например при применении слова Новый год некоторые представляют новогоднюю елку, а некоторые подарки и запах мандаринов. Таким образом, все ассоциации можно объединить в группы:
1. Ассоциация по сходству, например глобус – шар.
2. Ассоциация по контрасту: черное – белое, маленький – большой.
3. Ассоциация во времени или по смежности пространства, например зима – снег, осень – дождь, весна – цветение.
4. Ассоциация причинно – следственная: ночь – темно, день – светло.
Так же как дополнительные можно использовать следующие:
а) Ассоциация обобщения, например розы – цветы.
б) Ассоциация подчинение: цветы – ромашка.
в) Ассоциация часть и целое примером может быть минута – секунда.
г) Ассоциация дополнение: бумага – ручка.
Если вы изучаете большие объемы материала, то ассоциация позволит вам образовывать смысловые связи между объектами, запоминать информацию, а потом её вспоминать. Попробуйте сопоставить что – то новое, с каким либо событием или образом, который вы получили при прошлом опыте. Во время построения ассоциаций участвуют разнообразные чувства. Одни хорошо запоминают при записывании информации, другие – когда произносят информацию вслух, третьи – рисуют схемы и выделяя ключевые слова. Для того чтобы развивать ассоциативное мышление требуется находить схожие элементы разных предметов и делать тренировку образной памяти. На данный момент существуют несколько несложных упражнений, которые помогут развить воображение и ассоциативное мышление.
1. Цепочка ассоциаций.
Взять любое слово и записать на бумагу все ассоциации, например билет – театр – друзья - прогулка. Со временем попытайтесь увеличить скорость написания ассоциаций.
2. Заполнение промежутка.
Пишем два слова, которые имеют минимум общего друг с другом, и начинаем заполнять промежуток между ними своими ассоциациями. Например возьмем слово карандаш и слово диплом. В промежутке сможем записать слова класс и учебник.
3. Множественные ассоциации.
Записываем несколько разных слов и начинаем подбирать к каждому ассоциации. Начинайте с двух слов и постепенно добавляйте к ним еще несколько. К примеру если взять слова прямоугольный и коричневый, то к ним можно подобрать слова такие как хлеб, кирпич и так далее.
4. Нестандартные ассоциации.
Существуют такие ассоциации, которые приходят в голову большинству людей, например футбол – мяч, шкаф – одежда. Попробуйте придумать к ним необычные ассоциации, ведь это может поспособствовать лучшему запоминанию.
Проводите такие упражнения по десять – пятнадцать минут, и ваши ассоциации с каждым разом будут ярче и интереснее. Помимо этого придумывать их с каждым разом вам будет легче, и в конечном итоге начнёте запоминать новый материал быстрее и надолго.