Как написать отчет по педагогической практике.

Опубликовано 21/06/2018

Отчет о преддипломной практике. Основные правила для будущих педагогов

Студенты, которые завершают свое обучение по направлению "педагогика", сталкиваются с необходимостью составления отчета о преддипломной практике. Это итоговая работа, связанная с практической деятельностью, которая должна учитывать и отражать специфику и нюансы педагогического процесса. Студенты, решившие посвятить свою жизнь делу обучения следующих поколений, проходят преддипломную практику в учебных заведениях разного уровня. Это могут быть школы, колледжи, техникумы и даже вузы.

Как и любой другой вид практики преддипломная является частью процесса обучения будущего педагога. Работу студента, успешность выполнения им практического задания, будет оценивать преподаватель. В оценке будут учтены как практика преподавания, которую получит учащийся, так и выполнение функционала куратора или классного руководителя. После прохождения практики необходимо качественно подготовить отчет о ней, ориентируясь на определенные требования.

 

Подготовка отчета о педагогической практике

Существуют определенные требования к структуре отчета о преддипломной практике по педагогическим дисциплинам. Он должен включать:

  • дневник;
  • рабочую тетрадь;
  • отчет о задачах, которые удалось решить;
  • исследование уроков;
  • характеристики учащихся (в общем и по отдельности);
  • собственную характеристику студента, составленную учителем.

Дневник по практике

Задача студента последнего курса обучения по педагогической профессии - вести во время прохождения практики дневник. Записи в нем должны быть регулярными. В дневнике должны быть описаны мероприятия, которые были организованы и проведены в рамках практики. Дневник является составной частью отчета, поэтому следует внимательно отнестись к его заполнению.

 

Важно не только грамотно и своевременно вести дневник. Он должен быть оформлен с соблюдением ряда требований. У дневника должен быть титульный лист с информацией о данных студента, преподавателе и руководителе практики.

Дневник должен включать в себя следующие разделы:

  1. Сроки прохождения практики.
  2. Цели и задачи практической работы.
  3. Данные о месте прохождения практики, составе учащихся, их возрасте и уровне знаний предмета.
  4. Перечень уроков (в соответствии с годовым тематическим планом).
  5. План каждого урока, детальный анализ занятия.
  6. Данные о результатах контрольных работ.
  7. Отзыв учителя о практической работе студента.

Важно помнить, что задача педагога не только в том, чтобы дать учащимся новые знания, но и в проведении воспитательной работы. Заметки о внеклассной работе, если таковая была составной частью практики, также необходимо включать в дневник.

Рабочая тетрадь

Это второй по значимости документ, который ляжет в основу отчета. В тетрадь необходимо записывать сведения о расписании уроков, перечне учащихся, учебном плане на год, вести записи по занятиям, которые удалось посетить, а также внеклассным мероприятиям.

Анализ занятий

На первом этапе педагогической практики студента не допускают к проведению занятий. Его задача - посещать уроки, вести наблюдения, делать записи и пометки. После окончания занятия студент может задать учителю, который проводил урок, вопросы, познакомиться с учащимися, сделать первые выводы. Собранная в процессе посещения уроков информация должна лечь в основу анализа уроков. Это важная составляющая будущего отчета.

Отчет о практике

Существуют определенные требования к содержанию отчета о преддипломной педагогической практике.

Текст отчета должен включать в себя несколько блоков:

  1. Необходимо рассказать о знаниях и опыте, которые были получены студентом в период прохождения практики. Задача учащегося - сделать выводы об успешности практики, о том, какие задачи стояли в начале работы и в какой мере они были решены. Оценить, насколько успешным было применение полученных в процессе обучения теоретических знаний в реальной работе.
  2. Необходимо проанализировать, как складывались отношения с учениками, возникали ли сложности и конфликты. Важно рассказать об опыте разрешения спорных ситуаций. Отдельно укажите, какой была роль учителя школы в вашей практике, насколько активно он участвовал в выстраивании взаимодействия между студентом-практикантом и своими учениками.
  3. Если во время прохождения практики возникают предложения по оптимизации учебного процесса или замечания, укажите их в отчете.

 

Характеристика учащихся (+класса)

Важным составным элементом отчета является характеристика класса в целом и каждого учащегося в отдельности. В ней требуется указать общее число учащихся, с которыми пришлось иметь дело во время практики, их возраст, пол. В рамках работы по составлению характеристики студент должен провести собственный анализ уровня подготовки детей, оценить их успеваемость. В характеристике следует описать, какие взаимоотношения у учащихся со своими учителями, насколько высокий в классе уровень дисциплины (во время учебных и внеклассных занятий).

Опишите коллектив: есть ли явные лидеры, как складываются отношения внутри класса, насколько часто возникают конфликты. Опишите, какие у детей интересы и насколько активную позицию ученики занимают во время различных мероприятий.

При составлении характеристики на каждого ребенка, оцените его поведение внутри коллектива, насколько ученик дружелюбен, приветлив, как часто вовлекается в конфликты. Какие у него достижения во время уроков и на внеклассных занятиях.

Характеристика практиканта

При прохождении практики у студента будет руководитель. Учитель, под началом которого вы будете проходить практику, после ее окончания должен составить на вас характеристику.

В рамках нее он должен оценить уровень ваших педагогических знаний, методик преподавания, знание и применение навыков психологии и педагогики. Руководитель практики должен оценить степень подготовки студента к занятиям, готовность и отношение к педагогической деятельности.

Составленная характеристика должна быть подписана руководителем практики и помечена печатью заведения, в котором вы ее проходили. Этот документ прикладывается к основному отчету.

 

Выводы

Из описанного выше видно, что составление отчета по педагогической практике студента – сложный, многоуровневый процесс, в котором задействованы разные лица. Отчет должен быть написан максимально подробно, но при этом понятно. Придерживайтесь книжного, литературного стиля. Ответственно отнеситесь в задаче по написанию отчета, заполняйте все необходимые документы в процессе прохождения практики, и это существенно облегчит вашу задачу при составлении отчета.