Пишем отчет по практике правильно. Примеры и рекомендации.

Опубликовано 14/06/2018

Структура отчета

1. Пояснительная записка.

2. Характеристика.

3. Дневник по практике.

Приобретение и усовершенствование практических навыков студентов является обязательной частью учебного процесса. Причем это касается любого вуза и любой специальности. Не зря теоретический материал закрепляется во время многочисленных практических и лабораторных работ, некоторые студенты ежегодно проводят полевые исследования на местности. Кроме краткосрочных занятий, студенты на разных курсах обязаны пройти несколько видов практики. Среди них можно выделить начальный уровень – это ознакомительная практика, для студентов старших курсов предусмотрена производственная и преддипломная практика. Обычно она может занимать от нескольких недель до 1 месяца и более. По результатам практики студент обязан сдать своему куратору или преподавателю письменный отчет о проделанной работе.

Конечно, такой отчет отличается объемом в зависимости от вида практики – ознакомительная будет отличаться только описательными характеристиками, дополненные некоторыми личными суждениями и умозаключениями, а преддипломный отчет может занимать около 15-20 страниц и содержать не только теоретические сведения, но и практические расчеты.

Кроме того, могут быть различия между специальностями: инженеры-технологи сопровождают свою работу чертежами и физико-математическими формулами и расчетами, в то время как, педагоги и психологи ориентируются на социологические опросы, тестирование и анкетирование. Поэтому можно рассматривать некоторый усредненный шаблон отчета по практике, который могут взять за основу студенты разных специальностей.

Структура отчета

В отличие от разнообразных научно-исследовательских работ, например, реферата, курсовой или дипломной работы, отчет по практике имеет некоторые структурные отличия.

1. Пояснительная записка.


Понятное дело, что начинать эту письменную работу будет титульный лист, но после него следуют два небольших резюме, объем каждого из них не должен превышать 1 машинописного листа. Первое резюме пишет исполнитель отчета и называется этот раздел - Пояснительная записка.  В нем автор должен описать виды работ, которые он выполнял на практике. Но не нужно ограничиваться только перечислением, сопроводите каждый вид собственным комментарием о том, что вам больше понравилось, что удавалось делать лучше и качественнее. Если вы напишете не только хвалебную оду себе любимому, а предоставите всесторонний анализ, где укажете и плюсы, и минусы вашей работы, то такая записка произведет хорошее впечатление на преподавателей в вузе.
 

2. Характеристика.

Второе резюме пишет непосредственно руководитель практики или ваш куратор на предприятии, этот раздел называется  Характеристика . Таким образом, в вузе могут сопоставить ваше мнение о себе, как о специалисте, который работал на производственном предприятии, предприятии сферы услуг или образовательном учреждении, так и мнение вашего работодателя. Но зачастую руководители практики на предприятиях – это достаточно занятые люди, которым писать характеристики (а если пришли на практику несколько студентов) абсолютно некогда. Поэтому очень часто студент и этот раздел отчета по практике пишет самостоятельно. В этой части отчета очень важна объективность. Если Пояснительная записка и Характеристика написаны рукой одного автора (где красной нитью через весь текст будет тянуться: «ах, какой я молодец»), то это сразу бросится в глаза вашему преподавателю. Следует отметить, что Характеристика должна быть написана достаточно распространенно, сопровождаться оценкой каждого вида работы, можно добавить описание личностных качеств, которые позитивно или негативно сказываются на работе студента в целом.


3. Дневник по практике.


Этот раздел отчета по практике имеет вид небольшой таблицы, куда студенты заносят все виды работ, которые они выполняют ежедневно. Когда практика подходит к концу, то дневник должен быть подписан руководителем или начальником отдела, у которого вы были в подчинении, иногда это может быть сам директор. Подписи и печати ставятся не только в конце дневника, но и во всех графах, которые соответствуют дням практики. Как правило, ежедневно ваш дневник никто проверять не будет, поэтому обычно его заполняют в конце практики. Но следует проявить фантазию и смекалку, чтобы в конце месяца вспомнить все, чем вы занимались ежедневно. Не стоит писать очень мало (1–2 вида деятельности) и обобщенно (работа с документацией). Оптимальное количество – это от 3 до 5 пунктов, нужно стараться разнообразить ваш перечень различными типами работ:
1. Изучение Устава фирмы
2. Знакомство с персоналом и их ключевыми функциями
3. Составление клиентского списка, работа с базами данных


Остальная часть вашего отчета по практике будет состоять из традиционных для курсовиков или рефератов структурных единиц: Введения, Основной части, Заключения и Приложений. В первом разделе можно говорить о самом предприятии, его специализации, а также постановке цели и задачах. Основная часть, как правило, разбивается на 2 блока: теоретический и практический. Причем, если практика учебно-ознакомительная, то второй блок может отсутствовать. Теоретический раздел желательно разделить на параграфы или подразделы, в которых необходимо изложить экономические или юридические основы данного предприятия, а также особенности его деятельности или продукции. В практическом блоке нужно говорить о вашей конкретной работе помощника юриста, нотариуса или ассистента в лаборатории или на заводе. Все будет зависеть от вашей специальности и места прохождения практики. Также писать практический раздел нужно с оглядкой на цели и задачи, поставленные во введении. В отчетах по производственной или преддипломной практике желательно говорить об апробации авторских методик или проведении экспериментов, социологических исследований, - все это может стать хорошей основной для дипломного проекта. Завершает ваш отчет Заключение с краткими выводами о проделанной работе. Будет неплохо, если различные виды документов (от устава до типовых бланков), авторские фотографии, а также графики и диаграммы, вы поместите в раздел Приложений. Это сделает ваш отчет по практике более наглядным.