Как преподаватели воздействуют на студентов
Многие студенты думают, что придя на лекцию, практическое занятие или экзамен, преподаватель лишь выполняет свою работу, за которую он получает зарплату. Но на самом деле преподаватели ведут свою «игру» в способах общения со студентом. Брать на себя ответственность преподавания – это тоже непосильная ноша.
Многие преподаватели становятся в итоге эталоном и примером для студента, а некоторых преподавателей студенты вообще не воспринимают, как педагогов, а просто относятся к ним, как к равным. С чем связано такое отношение и как оно формируется? Именно об этом мы сегодня вам и расскажем. Может быть, после прочтения статьи, вы будете немного больше понимать методики преподавания, и вам станет проще взаимодействовать со своим педагогом.
Уровни общения преподавателя со студентами
Есть несколько форм общения преподавателя и студента. Эти формы формируются относительно совершенно разных факторов. Например, это может быть подготовка педагога к преподавательской деятельности, его опыт, характер и так далее.
Итак, рассмотрим основные формы общения.
высокий уровень общения. Он отличается повышенной степенью взаимопонимания, теплыми взаимоотношениями, доверительными разговорами. Такие преподаватели воспринимаются студентами, как друзья.
средние взаимоотношения. Их можно назвать нейтральными. То есть, студент выполняет свои обязанности, а преподаватель делает свою работу – ни больше, ни меньше.
низкий уровень отношений. Он характеризуется отчужденность и даже непониманием с обоих сторон. Когда преподаватель выбирает такую тактику, то это может вызвать конфликтные ситуации.
положительное общение. Оно очень близко к высокому уровню, но отличается меньшим энтузиазмом со стороны преподавателя. Такие педагоги могут вместе шутить со студентами, поощрять их и хвалить.
отрицательный уровень общения. Он характеризуется насмешками, упреками, замечаниями со стороны преподавателя.
В зависимости от выбранного уровня общения формируются некие модели поведения.
диктатор. Это преподаватель находится всегда на голову выше своих студентов. В их взаимодействии полностью отсутствует эмоциональность. Студенты являются для такого педагога только серой и безликой массой, на которую он чаще всего смотрит с пренебрежением. В итоге мы имеем, что студенты не могут наладить личностный контакт с таким педагогом. Им неинтересно посещать его лекции, и они не проявляют особой инициативы, чтобы выучить предмет лучше.
локатор. Это преподаватель выделяет из общей массы студентов лишь нескольких, например, тех, которые проявляют больше всего инициативы или отличаются определенным талантом. Когда идет общение с коллективом, то преподаватель ориентируется именно по этим студентам. В итоге может нарушиться целостная картина общения.
тетерев. Этот преподаватель настроен на общение только с самим собой. Его лекции – это нечто вроде монолога. Он не интересуется мнением студентов, не приобщает их к занятию.
быстрое реагирование. Такой педагог четко придерживается поставленным целям и задачам, он применяет дидактические приемы в образовании. Но при это м он не учитывает педагогическую действительность, состав и состояние студентов, их возрастные особенности.
быстрое взаимодействие. Такой преподаватель находится в постоянном движении, он активен и амбициозен. Он поощряет инициативу студентов, предлагая им множество альтернатив для более плодотворной учебы. Эта модель поведения является наиболее продуктивной, поскольку все возникшие проблемы решаются сообща с преподавателем.
Если правильно выбрать стратегию преподавания, то можно решить в плане взаимодействия со студентом ряд важных задач:
снятие неловкости, заторможенности, подавленности и так далее;
создание на занятии благоприятной атмосферы;
создания эффекта ценности каждого прослушанного ответа студентами;
поощрение инициативности студентов к проявлению личного мнения;
одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;
Итак, от воздействия преподавателя на студентов зависит очень многое в их общении. Многие студенты никак не могут влиться в колею учебы из-за недопонимания со стороны педагога. Но прилагать какие-то самостоятельные усилия у студента попросту нет возможности в силу отсутствия профессиональных знаний. Так что, если педагог подготовлен к работе со студентами, то процесс обучения будет проходить более продуктивно.