Что такое ПТУ и куда они делись?
В 2012 году вышли поправки к закону об образовании Российской Федерации. Поправка заключается в том, что на территории России действовать начали четыре уровня образования.
1. Высшее образование на уровне магистратуры.
2. Высшее образование на уровне бакалавра.
3. Высшее образование на уровне подготовки высококвалифицированных специалистов.
4. Средне профессиональное образование.
До поправок в законодательство существовал ещё один уровень – это начальное профессиональное обучение. Подготовкой кадров по рабочим специальностям занимались ПТУ (профессионально- технические училища).
Всем известно, что профессионально- технические училища - это детище СССР. Тогда в стране не хватало специалистов с рабочими специальностями и для повышения экономики страны были созданы ПТУ. Большое количество учащихся, не хотевшие продолжать обучение в вузе или техникуме, шли именно в ПТУ. Помимо этого, выпускники профессиональных училищ после обучения сразу трудоустраивались по специальностям. Для того, чтобы управлять импортной высокотехнологичной техникой или новыми станками нужны были информационные знания. Эти знания и получали учащиеся профессионально- технологических училищ. Но прогресс не стоит на месте. С каждым годом появляется более высокотехнологичное оборудование. Поэтому, было принято решение, проводить обучение специалистов по рабочим специальностям на базе колледжей и техникумов.
По проведенной реформе все ПТУ преобразовали в техникумы. То есть, путём реорганизации произошло присоединение профессионально – технологических училищ к техникумам и колледжам, соответствующего профиля.
Помимо прочего укрепленная образовательная база лишилась при этом одного административного аппарата, который с экономической точки зрения был лишним.
На сегодняшний день колледжи и техникумы готовят не только специалистов по рабочих специальностям, но и специалистов среднего звена. Студент получивший рабочею специальность может продолжить обучение на специалиста среднего звена. Но и тот, кто изучит только рабочею специальность, получит среднее профессиональное образование. Стоит заметить, что по новым требованиям большая часть обучения это практика. А именно 2/3 всего обучения занимают практические занятия. При таком подходе выпускается специалист высокого класса и он может сразу приступить к выполнению своих задач.
По прошедшему времени есть возможность оценить данную реформу и отметить положительные и отрицательные стороны. Минус в том, что по рабочим специальностям резко сократилось количество учащихся. Школьники отдают предпочтение на обучение специалистов среднего звена. Второй минус – это убывание кадров ( педагогических ), так как они стали невостребованными. Третье – понижение качества подготовки выпускников, причина тому нехватка кадров.
Может всё-таки стоит вернуть профессионально- технические училища?