Бакалавры и магистры

С 2003 года в нашей стране начала действовать болонская система образования. То есть с 2010 года Россия действует по принципу европейского образования. Основная цель такого образовательного процесса состоит в том, чтобы приравнять образование России к европейским стандартам. Если сказать больше, то планировалось сделать так, чтобы диплом российского образца котировались наравне с международными.
В чем заключается принцип Болонской декларации, которая была подписана еще в 2003 году?
Во-первых, это двухуровневая система образования. То есть, образование по направлению магистров и бакалавров. Во-вторых, это выдача международных дипломов. Планируется оценивать наше образование по международным меркам. В-третьих, это мобильность между всеми существующими европейскими вузами.
Сегодня эта реформа уже завоевала свои позиции. Но множество студентов по всей России до сих пор порождают споры по поводу оправданности этой меры. Сначала стоит остановиться на вопросе целесообразности этого реформирования. На самом деле, российское образование считается одним из самых хороший, качественных и профессиональных во всем мире. Согласитесь, что практически в каждом вузе любого города можно встретить студентов из заграничных стран. На Западе выпускников наших вузов очень ценят и уважают. Трудоустроиться за границей на самом деле — не проблема. Большая проблема — это гражданство, проживание, языковой барьер и так далее.
Вторая сторона вопроса — это множество споров по повод того, что наше образование нуждается в солидных доработках. До Европы все же по многим меркам Россия не дотягивает. Это доказанный факт. Чтобы трудоустроиться за границей, необходимо сначала подтвердить свой статус профессионала, пересдать экзамены и приравнять себя к международным стандартам.
Профессора, занимающие ведущие должности в России, уверены, что такие знаменитые университеты, как МГУ и МГИМО просто не нуждаются в доработке. Реформа должна касаться не тех, кто стоит во главе образования. Реформа должна коснуться в первую очередь самих студентов. Но пока получается так, что реформа останавливается только на управленческих факторах. Был проведен ряд опросов среди студентов по поводу новой реформы, которая во всю действует в России.
Социологи ставили прогнозы о том, что студенты предпочтут специалитет, когда не нудно тратить драгоценные 5 или 6 лет своей жизни на образование, а всего лишь потребуется 3 год отучиться и получить тот же самый диплом. Новая реформа по факту не нашла отклика ни среди специалистов, ни среди студентов.
Также специалисты не видят особой разницы между бакалавриатом и магистратурой. Опрос показали, что 55% студентов все же предпочитают идти в магистратуру. 41% хотят получить дипломы специалистов. И только 4% студентов заявили, что хотят получить образование на бакалавриате.
Также опросы показали, что если на факультете развитая магистратура, то студенты стремятся туда любыми путями. В течении обучения они показывают довольно неплохие результаты. Благодаря этому удалось сделать вывод о том, что студенты должны быть проинформированы о том, какие программы по обучению магистров сейчас существуют. У тех, у кого нет информации, есть осторожность в определении своего выбора.
Тех студентов, которые учатся в магистратуре, также опросили социологи. И что странно, то такие опросы показали, что 56% студентов — магистров не расценивают получение своего образование, как какую-то перспективу в трудоустройстве. Эти 56% учатся в магистратуре для того, чтобы повысить свои умственные научные способности. Следовательно, эта большая часть студентов смотрит в будущее на то, что система реформирования все же начнет приносить свои плоды, ведь не просто же так такая система наибольшим образом приравнивается к европейской.
Также студентам был задан вопрос о том, что будет если обучаясь на бюджете можно будет поступить в магистратуру бесплатно, а обучаясь на коммерции можно будет также оплачивать свое образование на магистратуре. Финансовая сфера вопроса остается сегодня на первом месте. Было установлено и то, что больше стремятся поступить в магистратуру те, кто учится бесплатно. Студенты коммерческой основы просто стараются получить сою специальность и удачно трудоустроиться.
Дело в том, что по статистике бюджетники больше стремятся получить качественное образование. Платную магистратуру предпочитают только лишь 14% учащихся. Среди студентов, учащихся по контракту, только 42% способны оплатить магистратуру. Они объясняют целесообразность подобных вложений тем, что в будущем диплом магистра поможет занять им более высокую должность и поможет более быстрому карьерному росту.
Касательно вступительных экзаменов было предложено 2 пути студентам — по итогам общего уровня обучения или по вступительным экзаменам. Результаты опроса социологов поразили. Рейтинговую систему зачисления выбрали лишь 20% студентов, тогда как экзамены предпочли более половины опрошенных, даже при том условии, что в ту же магистратуру будут на общих условиях поступать студенты других факультетов и вузов. И лишь 36% опрошенных сказали, что при наличии вступительных экзаменов в магистратуру предпочтут пятилетнюю форму обучения.
Мнение студентов также удивило. 57% хотят идти учиться в магистратуре. Другая часть хочет поступать на бакалавров, либо не учиться вовсе. Последним был задан вопрос студентам о том, почему студенты выбрали именно такие системы образования. На первом месте по ответам было получение диплома, как такового. На втором месте по ответам было качественное трудоустройство. Трете место занял престиж получения степени магистра.
Следовательно, можно определить, что учиться в магистратуре хотят только те, кому действительно важно обучение, а не диплом для трудоустройства. Студенты, стремящиеся получить диплом специалиста, называют совсем иные причины. Для них важную роль играет соотношение время-цена-качество. Другими словами, диплом специалиста можно получить за разумную стоимость обучения, в оптимальные сроки и получить при этом все необходимые для будущей работы знания. То есть, такие студенты стремятся скорее к обладанию «корочек», чем к получению конкретных знаний. С их точки зрения, на магистра учиться дольше и сложнее, а диплом бакалавра неконкурентоспособный на рынке труда. Они видят золотую середину именно в дипломе специалиста.